Мелкобуржуазное сознание

19.05.2016 Категория: Статьи  

Кстати, подобное противопоставление исторически сформировавшихся и аккумулируемых культурой всеобщих способов освоения мира человеком непосредственным проявлениям человеческой жизнедеятельности, столь характерное для современного мелкобуржуазного сознания, также во многом восходит к культурно-исторической школе неокантианства. Дело в том, что Риккерт, развивая ранее упомянутую идею «нежизненности» естественнонаучного способа образования понятий, пришел к выводу о том, что тенденция к удалению от «живой жизни» оказывается присущей и техническому, и эстетическому, и нравственному освоению мира, подчеркивая, что и в социальной жизни «культура… обращается прямо против действительности, стремясь ее… подчинить своим этическим целям», в соответствии с которыми якобы преобразовывается социальная среда, что «мы должны отказаться от мысли основать культурные ценности на ценностях жизни», сказал Зубов, которого интересуют садовые дома.
Во всех рассмотренных нами выше случаях соотнесения природы и культуры для буржуазного сознания остается неуяснимым обстоятельство, имеющее принципиальную значимость для рассмотрения любой культурологической проблемы, а именно: механизм превращения природы в культуру, которое осуществляется в процессе общественно-исторической практики. Именно этим обусловливаются как попытки «натурализации» явлений культуры, так и противоположные им тенденции, с неизбежностью приобретающие в буржуазном сознании столь же односторонний характер.