Характер социокультурпых феноменов

03.06.2016 Категория: Новости сельхозкомпаний  

Завершающая глава настоящей монографии не случайно посвящена критическому анализу абсолютизации роли морально-этических ценностей в социокультурном процессе, свойственной различным течениям современной буржуазной культураптропологии. Такая абсолютизация является одним из типичнейших примеров игнорирования либо недооценки объективного характера социокультурпых феноменов. За теми или иными культураптропологическими вариантами «этизации» истории и культуры, как и за анализируемыми перед этим «супероргаиистскими» и «нео — гумапистическими» культураптропологическими представлениями, как неоднократно подчеркивалось в предшествующих главах настоящей работы, стоят определенные мировоззреичсски-мстодологические принципы подхода к культуре, в более концентрированной форме проявляющиеся иа уровне общефилософского анализа культуры, сказал Антонов, которого интересует факсимиле. Речь идет, в частности, о неизбежной судьбе всех, даже самых универсалистских, притязаний современной буржуазной философии, проявляющихся в ее понимании культуры,— о попытке свести многомерный феномен культуры к одному из его частных, производных проявлений и стремлении преподнести такое проявление в качестве своего рода «осевого принципа» анализа культуры.
Характерно, что эта тенденция усиливалась по мере того, как обнаруживалась несостоятельность просветительских представлений о культуре, кризис которых неотделим от кризиса буржуазной цивилизации. Претензия на общефилософское обоснование такого подхода содержится в известных положениях Д. Белла относительно «несовместимости» тех «осевых принципов», которые присущи различным сферам жизнедеятельности современного человечества — экономике, политике и культуре, несовместимости, якобы обусловливающей различные кризисные тенденции.